Фрагмент для ознакомления
2
1. Понятие и сущность правоохранительных органов
Одним из основных направлений развития современной отечественной государственности считается оптимизация правоохранительной деятельности правоохранительных органов, являющихся одним из видов государственной деятельности.
Для непрерывной защиты прав и свобод от нарушений, а также для выявления, пресечения и предупреждения правонарушений и преступлений, применяя различные санкций к правонарушителям, государствами создаются специальные органы, главной функцией которых является правоохранительная деятельность. Данные органы уполномочены законодательством страны на осуществление правоохранительной деятельности в специальной форме. Следовательно, правоохранительную деятельность можно рассматривать, как в широком смысле, так и в узком.
В широком смысле правоохранительная деятельность представляет собой деятельность всех государственных, обладающих властными полномочиями, по обеспечению законности и правопорядка, реализации, соблюдения прав и свобод человека .
В узком смысле – это деятельность специально управомоченных органов государственной власти (правоохранительных органов) по охране прав и свобод от нарушений, которая осуществляется в установленной законом форме, в соответствии с законной компетенцией того или иного органа.
Охрана общественного порядка связана не только лишь с воздействием на противоправное поведение, ее воздействию может быть подвергнуто и правомерное поведение в целях его упорядочения, то есть в целях согласования действий и поступков людей как между собой, так и с внешними условиями.
В юридической литературе выделяют ряд признаков, в соответствии с которыми государственный орган можно причислить к правоохранительному:
– правоохранительный орган должен быть наделен законодательством государства соответствующей компетенцией для непосредственного осуществления правоохранительной деятельности. Чаще всего это федеральный закон, созданный для формирования задач, организации и направлений деятельности данного органа (например, Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «О полиции» , Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 01.07.2021) «О прокуратуре Российской Федерации» );
– деятельность правоохранительных органов осуществляется не в произвольной форме, а в соответствии с четко установленными законодательством правилами и процедурами, его деятельность (права и обязанности) регламентируется строго установленными правилами и процедурами. За нарушение данных правил и процедур сотрудники правоохранительных органов привлекаются к дисциплинарной, административной, материальной или даже уголовной ответственности;
– правоохранительные органы в процессе осуществления своей деятельности наделены полномочиями применения мер государственного принуждения к лицам, совершившим правонарушение. Данные меры различны, зависимо от компетенции органа, а также степени тяжести совершенного правонарушения;
– законные и обоснованные решения, принимаемые правоохранительными органами, обязательны для исполнения должностными лицами, а также простыми гражданами. Неисполнение данных решений представляет собой самостоятельное правонарушение, которое влечет дополнительную ответственность. Чаще всего правоохранительными органами считаются суды, органы прокуратуры, органы внутренних дел, органы предварительного расследования, органы юстиции. В последнее время, в связи с развитием системы правоохранительных органов к ним стали причислять также и таможенные органы, органы обеспечения государственной безопасности, органы нотариата, налоговые органы. Так, правоохранительная деятельность государства в идеале представляет собой некий «всеобъемлющий фильтр», который обеспечивает пребывание государства в позитивном правовом поле, легитимацию правового статуса государства, а правоохранительные органы уполномочены законодательством страны на осуществление правоохранительной деятельности в специальной форме.
Правоохранительные органы – это органы, которые уполномочены государством осуществлять защиту прав и свобод человека. Конечно, правоохранительные органы выполняют не только эту функцию, функции этого государственного аппарата многообразны – обеспечение безопасности, исполнение судебных решений, осуществление надзора в сфере правотворчества, конституционный контроль и другие .
Исходя из вышеперечисленных функций правоохранительные органы – это органы правопорядка, относящиеся к государственным органам власти. Также к правоохранительным органам относятся не государственные объединенные образования, например, институты гражданского общества. К числу не государственных правоохранительных структур можем отнести: адвокатуру; нотариат; частные охранные предприятия и частные детективные агентства.
Кроме того, не запрещены и другие формы объединения граждан (например, «народные дружинники»), которые помогают правоохранительным органам отстаивать права и свободы человека.
В первую очередь нас, конечно, интересуют именно государственные органы, которые являются правоохранительными.
Россия является федеративным государством, это накладывает отпечаток на организацию правоохранительной системы. Речь идет о том, что большинство правоохранительных органов России являются федеральными органами, а это все федеральные органы исполнительной власти, которые наделены правоохранительными функциями, а также большинство судов.
Кроме того, прокуратура Российской Федерации также является единой централизованной федеральной системой органов (никаких органов прокуратуры субъектов федерации не существует) .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 2020. – № 144. – 4 июля.
2. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. –2011. – № 7. – Ст. 898.
3. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 № 1-ФКЗ (ред. от 30.12.2021) «О военных судах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3170.
4. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «О полиции» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 7. – Ст. 900.
5. Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О мировых судьях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 51. – Ст. 6270.
6. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 01.07.2021) «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. – № 8. – Ст. 366.
7. Берегова З.Р. К вопросу об определении понятия правоохранительных органов в Российской Федерации // Молодой ученый. – 2019. – № 46 (284). – С. 97-99.
8. Битунов А.Г. Правоохранительная деятельность и правоохранительные органы: понятие и признаки // Правовестник. – 2018. – № 7 (9). – С. 21-23.
9. Власенко А.А., Ермушова Я.В. Система судов общей юрисдикции: понятие, принципы организации // Международное и национальное право в условиях интеграции правовых систем: сборник материалов Международной научно-практической конференции / Под общей редакцией Н.И. Петренко. – Чебоксары, 2022. – С. 56-61.
10. Ерещенко Д.В. Система судов общей юрисдикции // Академия педагогических идей Новация. Серия: Студенческий научный вестник. – 2021. – № 6. – С. 81-84.
11. Магомедов М.Р. Правоохранительные органы: понятие, общая характеристика, система и цели // Проблемы совершенствования законодательства: сборник научных статей студентов юридического факультета. – Махачкала, 2020. – С. 155-158.
12. Малинский Ю.В. Военные суды в системе судов общей юрисдикции // International Law Journal. – 2021. – Т. 4. – № 3. – С. 50-54.
13. Назарий С.М., Редников Д.В. Правоохранительные органы: понятие, функции и система // Тенденции развития науки и образования. – 2021. – № 79-6. – С. 70-74.
14. Пономарев Н.С. Теоретические проблемы определения понятия и сущности правоохранительных органов // Военно-юридический журнал. – 2022. – № 1. – С. 17-24.
15. Савинов П.М., Пресняков М.В. Система судов общей юрисдикции // Контентус. – 2019. – № 7 (84). – С. 13-17.
16. Тарасов А.М. К вопросу о понятии правоохранительной деятельности и о правоохранительных органах // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2018. – № 4 (14). – С. 299-305.
17. Терехова Л.А. Система судов общей юрисдикции в Российской Федерации // Реализация Конституции Российской Федерации: состояние и перспективы: материалы всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня образования Омской академии МВД. – Омск, 2021. – С. 41-45.
18. Федорова Э.А. К вопросу об определении понятия правоохранительных органов Российской Федерации // Аллея науки. – 2019. – Т. 2. – № 1 (28). – С. 636-639.